Школа ведущих. Обучающий курс Тамада. Техника речи
Тамада Свадьба Юбилей Корпоратив Вокал Фото Видео Отзывы Школа ведущих Контакты

Школа ведущих


Речевая техника или техника речи для певцов, ведущих и не только...Техника речи


В жизни мы замечаем, что люди говорят по разному: у одних речь звучная и отчетливая, у других — глухая, косноязычная, что соответственно сказывается на звучании голоса.


Язык, по разговорной привычке, меняя свое положение, должен приспосабливаться, с этой целью, " подавать разные звуки" в такой форме, которая обеспечивает отчетливое и динамичное произношение, с сохранением певческой установки.

Здесь необходимо выделить несколько моментов:

1)  Узкие гласные Я, У способствуют активизации мягкого неба и сужению зева.
Такое положение помогает нахождению высокой позиции звука.

2)  Широкие гласные, наоборот,  способствуют широкому раскрытию зева и
опусканию мягкого неба. Широко раскрытый зев, при распластанном положении языка,
создает  тенденцию  к  расширению  задней  стенки  глотки  и,  соответственно,  к
углублению и расширению звука.

В хорошей (распевной, отчетливой) разговорной речи все гласные фонемы звучат открыто и естественно. Речевой аппарат органично и согласованно выполняет свою работу. Однако при пении, где необходима координация слов с музыкальным ритмом и непрерывно льющейся мелодией, у певцов возникает множество затруднений. Они требуют особого рассмотрения.

Определения: "петь, как говоришь", "разговорная манера пения" утвердились в речевом обиходе при характеристике народного пения. Однако механизм произношения слов в разговоре и пении имеет различия. В пении слова связаны с мелодией и ритмом. Речевые логические ударения и метрические сильные доли не всегда совпадают. Непрерывная протяженность мелодии, особенно в протяжной песне, с ее внутрислоговыми распевами гласных, заставляет язык длительно и фиксированно "распевать" гласные, к чему он не привык в разговорной речи.Техника речи

Тем не менее певец должен удерживать в сознании смысл и содержание слов — ДУМАТЬ словесным образом, в результате чего, у слушателя должно СОЗДАВАТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ живой разговорной речи. Достигнуть этого можно, только "переучив" автоматику речи. "Переучивание" заключается в наработке новых координации, подчиненных законам пения и творческому замыслу исполнителя.

Разговорная речь скор оговор очная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. В разговоре смысловая информацию сообщается протяженным интонационным посылом только на смысловых, ударных гласных, например: "Ой да,
заболе-------- -да..моя голо------ вушка". Неударные гласные, на слуховое впечатление,
почти не произносятся. Они, как бы, "съедаются" сохраняя лишь намек на гласные фонемы, необходимые для слитного произношения СОГЛАСНЫХ звуков.

В пении, которое условно можно представить как "распев слов на голошении", словесный ряд звучит непрерывной цепью открытых и интонационно — окрашенных ГЛАСНЫХ. Согласные подзвучиваются на волне и на пути к ним. Однако в вокальном "оркестре", согласные (помимо их значения в словообразовании) играют роль своего рода ударных инструментов, каждый из которых имеет свой тембр.

Гласных в русском алфавите сравнительно немного: семь чистых ( а,е,и,о,у,ы,э) и четыре йотированных (я,е",йо,ю) Каждая из них имеет свою артикуляционную форму. Но в пении, чтобы избежать артикуляционных помех, как сказано выше, необходимо энергичное, отчетливое, собранное, своевременное, и полностью открытое произношение гласных фонем.

Это далеко не просто. Прежде всего оттого, что в разговорном общении люди говорят как придется, не думая об этом. Для разговорного общения этого, обычно, бывает достаточно: улавливая в посланных интонациях соответствующую информацию, мозг слушателя расшифровывает недосказанное.

При пении артикуляционный аппарат должен находиться в состоянии постоянной готовности к осуществлению непрерывного и осмысленного посыла СЛОВОЗВУКА. В это время мышечные ткани р ото глоточного рупора, сжимаясь, становятся упругими, открывая его пространство, и усиливая акустический эффект резонанса. (По аналогии, вспомните резонанс инструмента, сделанного из рыхлого — сырого, и упругого — сухого дерева).

Следовательно, певец, в процессе активного певческого ДВИЖЕНИЯ (мысли, слова, звука) должен сохранять стабильное положение ротоглоточного рупора и ЯЗЫКОМ — ФИКСИРОВАТЬ форму гласной на время ее музыкальной длительности. Снова противоречие: динамика и статика одновременно? Так примерно и чувствует неопытный певец. Когда педагог просит его фиксировать гласные, он останавливает движение звука (то же происходит и при встрече с другими вокальными, или артикуляционными затруднениями )

Между тем, именно энергия движения, — динамика, преодолевает все трудности.

В подтверждение нашей мысли, представьте себе пение в виде текущей реки, которая встречает на своем пути множество препятствий: неровный рельеф местности (возвышения и впадины), мелкие и крупные камни, устилающие русло, скалы, сдавливающие с боков и т.д.

Река не останавливает течения, наоборот, — усиливает его, обтекая камни, прорываясь сквозь узкое русло и т.д. Причем: чем сильнее препятствия, тем динамичнее движение потока. Река течет не просто сама по себе, она исполняет физический закон.

Представим, что наш голос — река, камни — согласные звуки, возвышения и впадины — скачки мелодии. — Что энергия движения звукового потока усиливается, преодолевая препятствия и свободно течет, не встречая их. Осознаем и почувствуем, что движение голоса в песне непрерывно и волнообразно, согласно закону пульсации метрических долей, что на движении волны вывязывается словесный узор, который окаймляется сверху яркой нитью интонационного посыла.Техника речи

"Статика" языка кажущаяся. При образном видении певца, в процессе исполнения, язык устремлен к смысловой цели и находится в постоянной готовности к дальнейшим действиям.

Пришло время прояснить роль нижней челюсти в певческом действе.

Человек сидит в автомобиле, но он движется вместе с ним. Язык лежит в ложе нижней челюсти, но он движется вместе с ней.

Нижняя челюсть, во время пения, самая активная часть артикуляционного аппарата. Она, как челнок, непрерывно и плавно двигаясь: вперед—вниз, назад —вверх, подносит язык к нужной части твердого неба, для произнесения согласных звуков. А затем, слитным, единым движением, выносит последующие гласные вперед, Таким образом, она помогает языку совершать свою работу, производя минимум вертикальных движений мешающих пению. Кроме того, он (язык, вовлеченный в плавное, эллипсоидное движение нижней челюсти }, фиксируя гласные, "вынужден" легко и плавно пропевать согласные звуки, "обтекая" их снизу.

Однако язык не только фиксирует и выносит ( посылает) гласные звуки, но и формирует их произношение.

Исходя из требований нашей певческой установки (собранное и единообразное произношение гласных), все гласные должны произноситься в единой ОКРУГЛЕННОЙ форме, которая достигается посланным вперед, и СОБРАННЫМ у основания нижних зубов, языком. Язык при этом энергично подается вперед, опуская гортань и открывая зев.

Встреченное на пути препятствие (нижние зубы), не позволяет ему вытянуться во всю длину и заставляет СЖАТЬСЯ в форму " ложечки", (или " корытца", в зависимости от длины языка и строения ротоглоточной полости). Это положение создает, как бы дополнительный "МИКРОРЕЗОНАТОР", который СОБИРАЕТ и ПОСЫЛАЕТ звук в нужном направлении. К вышесказанному следует добавить, что при округленном пении, внутренняя и внешняя форма ротоглоточного рупора принимает значительно более ВЕРТИКАЛЬНОЕ положение, по сравнению с горизонтальным, которое наблюдается при плоском и крикливом пении.

В остальном происходят естественные при произношении слов изменения ротоглоточной полости. Возникающие при этом неудобства и затруднения легко преодолеваются усилением энергии звукопотока.

Эти и другие положения методики будут подробно рассматриваться в следующей главе "Система распеваний", в свете их практического применения. Однако на типичных затруднениях, которые встречаются в вокальной практике, при формировании гласных, следует остановить внимание. Прежде всего это переход от УЗКИХ к ШИРОКИМ гласным и наоборот.

Достоинства узких гласных И, У (как уже говорилось выше) в том, что они, сужая звук, повышают его позицию, на пути к достижению высокой форманты.

Недостатки: гласная И, при вокализации, провоцирует поднятие языка к твердому небу. Следствие этого — сжатие горла и зажим звука.

Вспомним наши посещения фониатра. Прежде всего он заставляет вытянуть язык и "положить" его. Если пациент не может этого сделать сам, врач, с помощью инструмента, надавливает на корень языка, заставляя его "лечь". Только после этого, он просит профонировать звук И, который поднимает мягкое небо и открывает вход в гортань, для обозрения голосовых связок.

Техника речиПри воспроизведении фонемы И, во время пения, нужно делать то же самое. Предварительно опустить корень языка и (одновременно округляя) открыть звук И, ВПЕРЕД и ВНИЗ, энергичным, плавным и согласованным движениям языка и нижней челюсти. Обратим внимание на слово "предварительно". Оно означает, что подготовить воспроизведение И необходимо уже на предшествующем гласном звуке.

Гласная У идеально выстраивает высокую позицию, но звучит более глухо и слабо — "закрыто". Причина в следующем: при формировании звука У, язык и губы вытягиваются вперед, собираясь в "узкое горлышко" (нижняя челюсть в это время опускается), но корень языка не ложится. Из —за этого звук не открывается, и у певца создается ощущение, что он как бы "проваливается". Но достаточно энергично прижать корень языка вниз и У откроется, как при зевательном движении, Напомним, что это действие готовится заранее, как и в фонеме И.

При фонации широких гласных хорошо открывается зев (достоинство), но они провоцируют неблагоприятное для вокализации распластанное положение языка, горизонтально —растянутую форму ротоглоточной полости и опускание мягкого неба. Все это влечет за собой потерю высокой позиции, речевого начала, и следовательно, — плоский, крикливый звук.— Влечет, если не предусмотреть необходимых упреждающих действий:
 
активизацию мягкого неба,
 
собранного — вертикального формирования гласной,
 
мягкой атаки,
 
энергичного посыла — вперед и вниз.

Это общие правила для всех широких гласных, Однако следует отметить особенности формирования каждой из них.

При естественном произношении гласной А, язык ложится и посылает ее вперед. Главная задача певца действовать по вышеизложенным правилам и подготовить ее ОКРУГЛЕНИЕ (А в форме О).

Задненебная гласная Ы прекрасно открывает зев и активизирует мягкое небо. Но, оставаясь в месте первоначального формирования, она звучала бы тупо и глухо, если бы природа не позаботилась о ее акустике:

— гласные звуки Ы, Э в русском языке не выполняют самостоятельных функций как А, И , У, Я. Они звучат после согласных, в связке с другими звуками. Во время пения, при активном посыле ВПЕРЕД, фонема Ы принимает звучание гласного И, сохраняя, в то же время, задненебную форму Ы.

Таким образом, звук Ы является своего рода компромиссом:Ы переходящее в И.

То же самое происходит и с фонемой Э, которая является "компромиссом" со звуком Е (не йотированным). Э оборотное в чистом виде произносится только в некоторых диалектах. В литературном языке (за основу которого принят московский говор} при любом посыле этой гласной вперед Э принимает оттенок звучание Е (без йотирования, как в слоге ME). Этот оттенок может быть большим, или меньшим, в зависимости от фонетики речи и близости произношения.

Проверим это произнеся скороговорочно фразы: "Это, что такое?", "Мы не вы", "С этим надо покончить" и др.

Нам приходится подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку у певцов, при протяженном звучании "компромиссных" звуков, возникают затруднения. Например: местоимение МЫ поют то на Ы, то на И, с трудом находя естественно — разговорное звучание этой гласной.

Техника речиВ свете вышеизложенного, становятся понятными и упрощенные подсказки типа: "петь Е на ЙО, Э на Е, И на Ю, А на О " и пр., встречающиеся в следующей главе. Они помогают "заблудившемуся в дебрях вокальной науки" студенту вернуться к "бесхитростному" способу мышления и найти правильные ощущения.

Йотированные гласные Е,О,Ю,Я помогают наработке навыка собранного произношения широких гласных и правильному посылу звука.

Упражнения на чередование йотированных гласных рекомендуются при вялом и неорганизованном языке у певца.

Особенности произношения согласных звуков.

Как мы знаем, согласные звуки бывают звонкие, глухие, шипящие, свистящие, вибрирующие, мычащие и т.д., каждый на свой лад. По формированию — задненебные, верхненебные, губные, зубные ( для более подробного ознакомления, отсылаем к учебнику орфоэпии). В данном случае для нас важно то, что согласные не только мешают петь, но и содержат прекрасные звуковые возможности. Озвучиваясь гласными они дают им, в свою очередь, красочную, характерную подзвучку. В "речевом оркестре" (см. выше) гласные можно уподобить непрерывно звучащим смычковым и духовым инструментам, а согласные, в разном сочетании, — всем остальным в составе оркестра.

Наша задача озвучить в распеве все звуки так, чтобы они не мешали, а помогали друг другу. В этом основную роль играет подготовительный момент,

Значение подготовительного момента в процессе пения.

Усваивая или отрабатывая тот или иной отдельный элемент техники, студент должен всегда ощущать его в связи и последовательности общей логики речи. При работе над песней, он должен как бы внутренне видеть ее сквозное действие, стремясь к конечной художественной цели — "сверхзадаче" (по Станиславскому).

Каждый момент технического или эмоционального действия должен быть подчинен этой цели и, соответственно, подготовлен. Например, пешеход при ходьбе, опуская и ставя одну ногу, одновременно поднимает другую, готовя следующий шаг; пианист, нажимая пальцем клавишу рояля, одновременно поднимает другой, готовя извлечение нового звука. Поэтому действия пешехода и пианиста последовательны и логически связаны: отдельные шаги сливаются в целенаправленную ходьбу, а звуки в музыкальную речь.

Также и в пении: язык, к примеру, еще фиксирует положение фонемы Л, а артикуляционный аппарат уже должен готовиться к произнесению последующего слога, ну скажем РО. Нижняя челюсть начинает плавное движение НАЗАД и ВВЕРХ. В последний момент к ней присоединяются язык и губы, которые, единым последовательным движением вперед и вниз, пропевают слог РО, открывая фонему О, Если бы челюсть, как более громоздкая часть артикуляционного аппарата, не делала подготовительных движений, язык и губы не успели бы выполнить свою работу. Это и происходит у певцов, которые не владеют техникой распева слов.

Техника речиТо же самое происходит с диафрагмой, регулирующей подсвязочное давление (опору звука) на каждой гласной. Например, в последовательности звуков А—И во время звучания Л, диафрагма опускается для подготовки "опоры" более узкого И, и т.д. таким же образом она регулирует изменение высоты звука, (особенно перед скачком мелодии вверх) обеспечивая плавное и ровное звучание голоса (подробнее см. в разделе "Система распеваний").

Особо следует остановиться на подготовке акцентов. Как мы знаем, пение народных исполнителей отличается плавной текучестью голосоведения. Одновременно мы наблюдаем, что они не только делают, по желанию, акценты, но и специально акцентируют согласные звуки, в целях своеобразной звуковой и ритмической игры, которая нисколько не мешает звуковедению.

Такой результат достигается тем, что народные певцы выполняют акценты артикуляционными средствами. Они УПРУГО АКЦЕНТИРУЮТ подготовленными отталкивающими движениями языка СОГЛАСНЫЕ звуки, не мешая интонационно — смысловому распеву гласных.

Необученные певцы, наоборот, акцентируют ГЛАСНЫЕ, ударяя по ним впереди стоящим согласным звуком. Последний, в свою очередь, "поддается" грудным воздухом снизу (при этом диафрагма подскакивает вверх). В результате, мы слышим грубое скандирование слов по слогам. Вряд ли нужно убеждать, что такая "техника" не отвечает ни смысловым, ни художественным задачам.

Думается, что основную причину здесь нужно искать в неосознанности исполнителем СМЫСЛА пения. В сознании "засело" УДАРНЫЕ гласные. Однако ударность осуществляется интонационной растяжкой гласных, но не лобовым ударом.

Помимо этого срабатывает речевой скороговорочный механизм "съедания" неударных гласных, в результате которого неударные гласные недопеваются т.к. язык, по привычке, торопится к следующему согласному звуку.

Об опосредствующем значении неударных (проходящих) гласных, в процессе пения, будет сказано в следующем разделе. Сейчас, в связи с вышесказанным, важно выяснить их роль в подготовке распева ударных гласных, Неударные гласные в распеве речи выполняют роль АУФТАКТА, ПОДГОТАВЛИВАЯ энергичный распев УДАРНОЙ гласной. Например, в распеве слова АРОМАТ, ударная гласная А (в слоге МА). Ей предшествует неударный гласный звук О.

Если представить пение в виде волнообразного движения, то О — это большая
волна, на гребне которой распевается ударная Л. О в данном примере —
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ гласная. Отсюда вывод:

Подготовительные неударные гласные должны распеваться с нарастающей энергией волны, в которой уже ЗАЛОЖЕНА энергия последующей ударной гласной.

На основании вышеизложенного можно вывести правило:

Пение — творческий процесс, состоящий из непрерывного ряда подготовительных энергетических действий, которые обеспечивают его динамику и развитие.

Техника речиИнтонационный посыл звука.

Русский язык — один из самых богатейших и выразительных языков мира по фонетике, идиомам, синонимам, многообразию диалектов и словарному запасу. Но, как ни велико количество и многообразие слов в русском языке, сами по себе слова не могут передать все неисчислимые и неисчерпаемые оттенки мыслей и чувств, которые передают друг другу люди в процессе речевого общения. В словах заложено, как бы закодировано, множество различных значений. Каждое слово, кроме обозначенных буквенными знаками, имеет внутренний потаенный смысл, который передается через особый оттенок произношения — ИНТОНАЦИЮ, В отличие от интонации музыкальной, мы называем ее речевой, В пении она сливается с интонацией музыкальной, поскольку и речевая и музыкальная интонации имеют могучее выразительное средство: ОКРАСКУ голоса — ТЕМБР.

Ф.И.Шаляпин, которому, по его словам, этот "секрет" раскрыли выдающиеся русские драматические актеры, определяет это свойство речи как эмоциональную окраску слова. Напомним его высказывание: "Как...звуком изобразить., настроение того, или иного персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию. Я разумею интонацию не музыкальную, то есть держание такой то ноты, а окраску голоса, которая

ведь даже в простых разговорах приобретает различные цвета" (Ф.И.Шаляпин, изд. Искусство, М.( 1960г., ч. 11 "Маска и душа").

И.Г.Асафьев определяет музыкальную интонацию как "тоновое напряжение", а речевую, как средство "музыкального общения людей" (И.ГАсафьев, "Речевая интонация", изд. Музыка, М —Л, "Музыкальная форма, как процесс" ,кн.П, 1971г.).

Смысловая интонация в соединении с музыкальной дают надежный ключ к достижению полного и совершенного владения голосом и всем процессом пения.

Что является смыслом вокального искусства, его путеводной звездой? — Выражение мыслей и чувств исполнителя, через художественное единство слова и музыки, воплощенных в художественный образ. Но именно мысль и чувства могут быть переданы полностью только через интонацию. Без нее все слова мертвы, но с помощью интонации они могут достигать потрясающей выразительной силы.

Смысловая интонация является наилучшим организатором всего певческого процесса. При овладении интонационно — смысловым посылом слова, вокальные проблемы разрешаются как бы сами собой. Исходя из этого, мы можем вывести заключение: искусство интонационного посыла слова и развитие смысловой интонации в широкий и мощный распев речи, должно являться ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ звукообразования в профессиональном народном пении.

Принцип пения от слова, с приоритетом смысловой интонации, это не только способ пения, но и способ мышления, который выстраивается в следующем порядке: МЫСЛЬ, ИНТОНАЦИОННЫЙ ПОСЫЛ СЛОВА, ЗВУК.

Певческое дыхание.Певческое дыхание.

Осваивая искусство пения, приходится переучивать, наработанную от рождения, автоматику дыхания и разговорной речи.

Жизненное дыхание "воспитано" на ритмичном, равномерном вдохе и выдохе. Вокализация требует протяженного музыкального звука, имеющего тембр, ритм и определенную звуковысотность.

Голос человека может звучать только при наличии воздуха в груди, поэтому во время пения исполнитель осуществляет движение звукового потока, сознательно тормозя выдох и удерживая, как можно дольше, положение вдоха. При этом возникает ощущение напряжения — "опоры" в области диафрагмы. Опору необходимо удерживать постоянно, Поэтому в пении вдох — быстрый, а выдох — медленный и постепенный. Чем прочнее и совершеннее опора, тем плотнее и ярче звучит голос, тем легче им управлять, недаром говорят, что искусство пения есть прежде всего искусство дыхания.

"Секрет" певческого дыхания в его органике: естественности, экономичности и целесообразности. Наиболее целесообразный и экономичный тип дыхания — грудобрюшный (диафрагмальный). Он хорошо закрепляется, в ощущении, следующим упражнением: положите, кисти рук (одна на другую) на область диафрагмы. Быстро и легко вдохните "в руки" и мысленно представляя огонь. Постепенно и длительно "раздувайте" его. Повторите несколько раз. Обратите внимание на напряжение в области диафрагмы и живота (ощущение "опоры"}. Сделайте вывод, что во время вдоха диафрагма опускается, выдвигая живот вперед. Заметьте, что чем постепеннее вы "дуете на огонь", тем длительнее выдох. Оставляя небольшой запас грудного воздуха "подновляйте" его быстрыми и короткими полувздохами, и вы убедитесь, что долгое время, почти непрерывно и без усталости, можете "дуть на огонь". При пении механика та же, только подключаются голосовые связки. Смыкаясь, они регулируют выдох создавая давление на грудной воздух сверху. Теперь можно с меньшими усилиями извлекать, вместо воздушной струи, длительный звук и воспроизводить протяжную мелодию.

Опытный певец, во время вдохновенного творческого акта, не замечает механики дыхания, — раз запущенная, она действует самопроизвольно. Певец же лишь ощущает, как грудной воздух, по его творческой воле, чудесно преобразуется в волнующий звук, магически воздействующий на слушателей, поскольку в нем звучат вибрации самой души артиста.


 



Дополнительная информация